Турец

Давным–давно в белорусских пущах водились огромные первобытные быки,символизирующие силу и власть,— туры. И людей крепких,здоровых частенько сравнивали с ними. Когда белорусские богатыри боролись между собой,о победителе так и говорили: «Настоящий тур!» «А этот,— отмечали того,который послабее,— турец пока еще…» Знакомьтесь: деревня Турец. Добраться проще простого: езжайте на Гродненщину,в райцентр Кореличи,— а дорогу на Турец там вам любой укажет.

Впрочем,это не единственная версия происхождения названия старинного местечка. Еще говорят,турцами называли дружинников князя Тура,основавшего на Полесье Туров–град. Тут,видимо,и поселился в незапамятные времена один из их товарищей…

Но историки утверждают,что Тур — это местный языческий бог,равнозначный Яриле,а здесь,на горе,было его капище. Не знаю,какая из версий наиболее правдива,но Турец — действительно очень древнее селение,моложе Москвы всего на несколько лет!

Могу предположить,что 700 лет назад находившийся на пути к Новогрудку — столице ВКЛ — Турец был отнюдь не малозначительным географическим объектом,раз о нем упоминается в Галицко–Волынских хрониках. К XIV веку в результате междоусобной борьбы галицкие земли перешли в подчинение Польши,а Волынь присоединилась к ВКЛ. Турец в то время был собственностью киевского князя Владимира Ольгердовича,а после перешел к его сыну Олельке,который после смерти великого князя Витовта даже претендовал на трон ВКЛ… И хотя в политике князь Олелька был тот еще интриган,в набожности ему не откажешь: щедро давал деньги и на церкви,и на костелы. Он–то и передал земли вокруг Турца Лавритовскому монастырю. Кстати,один из последних обитателей этого монастыря иеромонах Донат похоронен на деревенском кладбище в Турце (где именно,местные вам покажут,только попросите. — Прим. автора).

К XVI столетию Турец,принадлежавший магнатам Ходкевичам,известным военным и политическим деятелям ВКЛ,становится местечком и попадает на карту Томаша Маковского. Его развитию поспособствовало и то,что в 1568 году Ходкевичи получили графский титул Священной Римской империи. Здешние земли стали именоваться графством,а какое же графство без культовых сооружений? И вот в XVII веке Ходкевичи возводят здесь костел,православную и униатскую церкви,и прихожане трех конфессий живут в Турце в мире и согласии,как и надлежит христианам…

Последним хозяином Турецкого графства стал Александр Ходкевич,человек образованный и разносторонний. В свое время он был известным ученым–химиком,но еще больше прославился военными подвигами. В 1794 году Тадеуш Костюшко назначил Ходкевича майором национальной гвардии,а после поражения восстания тот отправился на Волынь,где создал тайную антиправительственную организацию… В 1812 году в надежде возродить ВКЛ при помощи Наполеона Ходкевич принял его сторону,впоследствии даже стал адъютантом Бонапарта. Но после разгрома французской армии попал в русский плен… Правда,через год его освободили,вернули графский титул,и оставшуюся часть жизни Александр Ходкевич посвятил химии,драматургии и стихосложению. А многочисленными поместьями стала заправлять его мать Людвика Ходкевич из рода Ржеуцких. Женщина она была своеобразная,ездила в карете,запряженной шестеркой белых лошадей с выкрашенными красной краской хвостами. А перед каретой гарцевал гайдук,следящий,чтобы никто не мог помешать проезду графини…

Но,в конце концов,за активную военную и политическую деятельность против Российской империи имения Ходкевичей стали конфисковывать и распродавать. К середине XIX века у Турца было уже несколько хозяев — Миладовский,Пальчевский и Елендский. А также 230 дворов,две православные церкви,синагога,народное училище,три мельницы,две корчмы,почтовое отделение,7 заездных домов и 18 магазинов.

Когда–то здесь,на главной площади,стояла деревянная церковь,построенная еще при Ходкевичах в 1747 году. Но в конце XIX века ее решили разобрать и построить новую,из бутового камня и глины. Вот уже больше 100 лет эта Свято–Покровская церковь в ретроспективно–русском стиле — главное архитектурное украшение Турца.

В 1909 году здесь обвенчалась одна пара,о чем свидетельствует сохранившаяся по сей день запись в церковной ведомости. Невеста Варвара Федоровна ранее уже была замужем и имела троих детей. Жених был на 

7 лет младше и звали его Иван Михайлович Федоров. Но нам с вами он больше знаком под псевдонимом — как Янка Мавр,автор популярных приключенческих повестей и рассказов. В 1930 году он написал повесть «Полесские робинзоны»,по которой впоследствии сняли фильм. А в 1993 году была учреждена литературная премия имени Янки Мавра за лучшее произведение для детей…

Познакомились Иван и Варвара в деревне Бытча. Здесь будущий писатель работал учителем. Но за участие в нелегальном учительском съезде в деревне Николаевщина его арестовали и взяли под надзор полиции,запретив впредь заниматься учительством. К счастью,местный священник предложил Янке обучать на дому детей своей овдовевшей дочери. Тут стрела Амура и пронзила его юное сердце… В Турец влюбленные переехали,скрываясь от сплетен: второе замужество многодетной вдовы деревенские не одобрили. Но наличие детей у избранницы Янку Мавра не смутило,в детях он буквально души не чаял и,говорят,часто повторял слова Жан Жака Руссо: «Вам никогда не удастся создать мудрецов,если вы будете убивать в детях шалунов». Кстати,тут любят рассказывать,что и псевдоним ему придумали малолетние озорники. Мол,когда Иван Федоров был учителем,свои уроки заканчивал сакраментальной фразой из драмы Шиллера: «Мавр сделал свое дело,мавр может уходить». Так дети и стали называть его Мавром…

Автор публикации: Юрий ЖЫГАМОНТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *